При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Время | |
Прошло | 0:00:00 |
Осталось | 2:00:00 |
Способность живых организмов потреблять из внешней среды энергию и вещества, необходимые для процессов жизнедеятельности, называется:
Лишайник изображен на рисунке:
Для комбинирования признаков разных пород одного вида в селекции применяют:
Диплоидный набор хромосом дрозофилы равен 8. Сколько хроматид содержится у каждого полюса клетки, находящейся на стадии анафазы мейоза II?
Размножение при помощи листовых черенков — это способ:
Медведь бурый в Беларуси является:
Укажите макроэлемент, наличие которого является обязательным условием для образования раковин моллюсков:
Для растения, изображенного на рисунке, характерен плод:
У ячменя черная окраска чешуй колоса (W) доминирует над белой (W), безостый колос (T) - над остистым (t). Признаки наследуются независимо. Установите соответствие между схемой скрещивания и ожидаемым соотношением фенотипов потомства:
1 — WwTt x wwtt
2 — wwTt x wwTt
3 — WwTt x WwTt
а — 1 (белые безостые) : 1 (белые остистые)
б — 3 (белые безостые) : 1 (белые остистые)
в — 1 (черные безостые) : 2 (черные остистые) : 1 (белые остистые)
г — 1 (черные безостые) : 1 (черные остистые) : 1 (белые безостые) : 1 (белые остистые)
д — 9 (черные безостые) : 3 (черные остистые) : 3 (белые безостые) : 1 (белые остистые)
Вспомните, к какому классу относится кайман, и выберите признаки, характерные для представителей этого класса:
а — два круга кровообращения;
б — органы газообмена – легкие;
в — пятипалые конечности;
г — развитие с метаморфозом;
д — наружное оплодотворение.
Одним из способов транспорта веществ через плазмалеиму является экзоцитоз. Укажите характерные для него признаки:
а) является разновидностью транспорта в мембранной упаковке;
б) осуществляется без затрат энергии;
в) обеспечивает поддержание разности концентраций Na+ и К+ в клетке и внеклеточной среде;
г) обеспечивает выделение клетками пищеварительных ферментов.
В одной семье мальчик был неспособен загибать язык назад, как и его старшая сестра. Младшая сестра, родители и тетя со стороны отца могли это делать, а дядя со стороны матери — нет. Определите тип наследования этой способности:
Область функционального контакта нервных клеток между собой или с клетками иннервируемых органов и тканей называется:
Спирограмма женщины-спринтера показала, что резервный объем её вдоха составил 1800 см3, резервный объем выдоха — 1400 см3, а жизненная емкость легких — 3900 см3. Определите дыхательный объем легких женщины (см3):
Из пяти приведенных примеров четыре можно отнести к одной форме естественного отбора. Укажите «лишний» пример, который к этой форме отбора не относится:
Трапециевидная мышца туловища человека:
а) входит в состав пассивной части опорно-двигательного аппарата;
б) образована тканью внутренней среды;
в) в момент сокращения укорачивается и перемещает кости;
г) при статической работе достигает утомления быстрее, чем при динамической.
Укажите группу, к которой относятся предложенные растения:
A) астра
Б) пихта
B) мятлик
Г) сфагнум
Д) щитовник
1) Мхи
2) Папоротники
3) Голосеменные
4) Покрытосеменные
Ответ:
Укажите, из каких элементов нейрулы, обозначенных на рисунке цифрами 1—5, развиваются следующие структуры хордовых животных:
A) ногти
Б) спинной мозг
В) щитовидная железа
Г) выделительная система
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Ответ:
Выберите два примера комбинативной изменчивости:
1) получение нового сорта картофеля с увеличенным набором хромосом
2) рождение ребенка с синдромом Кляйнфельтера у здоровых родителей
3) изменение окраски шерсти кролика под влиянием различных температур
4) рождение ребенка с IV группой крови у родителей со II и III группами крови
5) появление цветков с лепестками розового цвета у ночной красавицы при скрещивании растений, имеющих красные и белые цветки
Ответ запишите цифрами в порядке их возрастания. Например: 15.
Ответ:
Под плоидностью понимают количество одинаковых наборов хромосом в ядре клетки. Плоидность соматических клеток растения — 2. Укажите плоидность клетки синергиды, расположенной в зародышевом мешке на одном полюсе с яйцеклеткой.
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
Определите ткани цветковых растений по описанию:
A) состоит из живых тонкостенных клеток; составляет основную часть листа; осуществляет синтез органических веществ
Б) состоит из одного слоя живых, плотно прилегающих друг к другу клеток; защищает внутренние ткани от воздействия температуры, микроорганизмов, механических повреждений
В) является сложной тканью, состоящей из нескольких типов клеток; основной её функциональный элемент состоит из живых безъядерных клеток, поперечные перегородки между которыми имеют много мелких отверстий; обеспечивает транспорт органических веществ
1) флоэма
2) ксилема
3) перидерма
4) эпидермис
5) колленхима
6) хлорофиллоносная паренхима
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: A6Б3B1.
Ответ:
Соотнесите отделы пищеварительной системы человека с их характерными признаками:
1) толстая кишка
2) ротовая полость
а) происходит оценка вкусовых качеств пищи
б) открываются протоки трех пар крупных пищеварительных желез
в) диаметр около 6 см, имеются типичные вздутия
г) содержит бактериальную микрофлору, участвующую в частичном расщеплении целлюлозы
д) слизистая оболочка не образует ворсинок и практически не имеет пищеварительных желез, но вырабатывает много слизи
1) 1бвг; 2ад;
2) 1вгд; 2аб;
3) 1гд; 2абв;
4) 1абв; 2гд.
Ответ:
Женщине, имеющей резус-отрицательную кровь третьей группы, после аварии требуется переливание крови. Донором для пострадавшей может стать:
а) мужчина с третьей группой крови, резус-фактор не имеет значения
б) мужчина с резус-положительной кровью, содержащей антитела и
в) мужчина с резус-отрицательной кровью, содержащей антигены B и антитела
г) мать женщины, так как набор генов и белков у родственников всегда одинаковый
д) женщина с резус-отрицательной кровью, содержащей антиген А и антитела
1) а, в; 2) б, д; 3) в, г; 4) только в.
Ответ:
Укажите три признака приспособления птиц к полету.
1) цветовое зрение
2) наличие грудного киля
3) бесшовное срастание костей черепа
4) черепицеобразное расположение контурных перьев
5) дифференциация желудка на железистый и мускульный отделы
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
На рисунка представлены схемы пищеварительных систем позвоночных животных. Определите, каким животным они соответствуют:
1) орёл
2) жаба
3) осётр
4) нутрия
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: A4Б3B2Г1.
Ответ:
Укажите три верных утверждения:
1) термин «клетка» ввел Р. Гук;
2) хромосомную теорию наследственности разработал Л. Пастер;
3) двойное оплодотворение у цветковых растений открыл С. Г. Навашин;
4) модель строения молекулы ДНК разработали Ф. Мюллер и Э. Геккель;
5) авторами биохимической теории происхождения жизни на Земле являются А. И. Опарин и Дж. Холдейн
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например 135.
Ответ:
Выберите три признака, характерные для структуры клетки, схематически изображенной на рисунке:
1) характерна для клеток растений;
2) является центром сборки микротрубочек;
3) содержит светочувствительные пигменты;
4) впячивания внутренней мембраны образуют тилакоиды;
5) обеспечивает расщепление утративших функциональную активность органоидов;
6) заполнена клеточным соком, содержащим соли, органические кислоты, алкалоиды, танины, антоцианы.
Ответ запишите цифрами в порядке возрастания. Например: 135.
Ответ:
На схеме представлены типы биотических взаимоотношений А — В (символ «+» обозначает пользу от взаимодействия для вида, символ «-» — отрицательное влияние, символ «0» — отсутствие значимых последствий). Для каждого типа взаимоотношений подберите соответствующий пример:
1. подберёзовик и берёза;
2. рыжий и чёрный тараканы, живущие на одной территории;
3. крупные медузы и крабы, которые живут под зонтиками этих медуз;
4. щука и веслоногие рачки, поражающие жабры и кожу рыбы и питающиеся за её счёт.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1Б2В2.
Ответ:
При скрещивании дигибридной пестрой хохлатой курицы с таким же петухом было получено 32 потомка, среди которых 2 черных цыпленка без хохла, 2 — белых без хохла, 6 — белых хохлатых. Сколько пестрых хохлатых цыплят было в потомстве, если расщепление соответствовало теоретически ожидаемому?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 8.
Ответ:
В кариотипе диплоидного вида шпината огородного 12 хромосом. В результате мутации образовался триплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках триплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Прочитайте текст. Укажите номера предложений, в которых приведены сведения, относящиеся к физиологическому критерию вида Широкоушка европейская:
(1) Широкоушка европейская занесена в Красную книгу Республики Беларусь. (2) Это летучая мышь мелких размеров с длиной тела 45–58 мм. (3) Мордочка у нее короткая и тупая, бульдожьего типа, почти черная, уши широкие, сросшиеся у основания. (4) Обитает широкоушка в широколиственных и смешанных лесах, часто встречается на территории населенных пунктов и окультуренных ландшафтов. (5) Пищевой рацион широкоушки составляют жуки, мелкие бабочки, комары и другие насекомые. (6) В мае — июне самки группируются в материнские колонии, в июне — июле у них появляются по 1–2 детеныша. (7) На зиму летучие мыши впадают в спячку.
Ответ запишите цифрами. Например: 135.
Ответ:
В процессе клеточного дыхания в организме человека некоторое количество глюкозы подверглось полному окислению, в результате чего выделилось 54 моля углекислого газа. Часть глюкозы подверглась неполному окислению, при этом образовалось 14 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько всего молей глюкозы подверглось окислению.
Ответ:
Путем экзоцитоза осуществляются:
1) поступление в клетку ионов калия;
2) поглощение вирусов макрофагами;
3) всасывание аминокислот ворсинками кишечника;
4) секреция соматотропина клетками гипофиза;
5) выведение из клетки синтезированных биополимеров.
Ответ запишите цифрами. Например: 15.
Ответ:
Для каждого животного укажите таксон, к которому оно принадлежит:
A) клещ собачий
Б) бокоплав Палласа
B) актиния корковая
Г) пиявка медицинская
Д) крестовик обыкновенный
1) тип Моллюски
2) тип Плоские черви
3) класс Ракообразные
4) отряд Прямокрылые
5) отряд Жесткокрылые
6) тип Кольчатые черви
7) класс Паукообразные
8) тип Кишечнополостные
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А1Б2В2Г1Д1.
Ответ:
Определите систематическое положение плотвы обыкновенной, начиная с самого высокого ранга, расположив по по рядку семь подходящих элементов из приведенных:
1) род Плотва;
2) тип Хордовые;
3) царство Животные;
4) отдел Позвоночные;
5) семейство Карповые;
6) класс Костные рыбы;
7) отряд Карпообразные;
8) класс Хрящевые рыбы;
9) вид Плотва обыкновенная.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132568.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Определите систематическое положение гороха посевного, расположив по порядку, начиная с самого высокого в иерархии таксона, шесть подходящих элементов из приведенных:
1) род Горох;
2) тип Семенные;
3) царство Растения;
4) класс Двудольные;
5) отряд Однолетние;
6) семейство Бобовые;
7) вид Горох посевной;
8) отдел Покрытосеменные.
Ответ:
Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к их формированию:
A) во время фазы медленного сна снижается температура тела
Б) при интенсивной физической нагрузке активируется секреция пота
B) после нескольких глубоких вдохов и медленных выдохов замедляется пульс
Г) из-за испуга ослабляются сокращения гладкой мускулатуры желудка и кишечника
Д) при переходе из ярко освещенного помещения в более темное расширяются зрачки
1) симпатический
2) парасимпатический
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Ответ: